Поиск по сайту
Авторизация
Зачем нужна регистрация?
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Для сотрудников ОИПИ
Типовые документы 

просим принять участие в опросезаполнить анкету

ПРОЕКТ «FKTBUM – ПОДДЕРЖКА ТРЕУГОЛЬНИКА ЗНАНИЙ В БЕЛАРУСИ, УКРАИНЕ И МОЛДОВЕ»

 Проект FKTBUM:

«Поддержка треугольника знаний в Беларуси, Украине и Молдове»,

спонсируемый Программой TEMPUS Европейского Союза, 2014-2016 гг. 

  

Участники проекта от ОИПИ НАН Беларуси

Гайко Валерий Александрович, в.н.с. лаб. 111 (координатор)

  

Гецевич Юрий Станиславович, зав. лаб. 221

 Прокопович Григорий Александрович, в.н.с. лаб. 220


1. Партнеры проекта и общая характеристика его целей

Проект «FKTBUM – Поддержка треугольника знаний в Беларуси, Украине и Молдове» 543853-TEMPUS-1-DE-TEMPUS-SMNES был инициирован представителями университетов-партнеров из Беларуси в рамках мероприятия «Zukunftsmeile Fürstenallee» в Университете г. Падерборн летом 2012 года.

По итогам визита партнеров в г. Падерборн совместно была разработана общая концепция проекта и принято решение об оформлении заявки в рамках конкурса проектов по структурным мерам.  Исходя из этого, были определены следующие требования к консорциуму проекта: партнеры по проекту из стран Европейского Союза – это научно-исследовательские, ориентированные на трансфер технологий университеты, обладающие многолетним опытом менеджмента треугольника знаний и имеющие соответствующее оснащение.

В странах-партнерах в состав консорциума включены университеты, обеспечивающие подготовку специалистов в области технических и естественных наук, обладающие первоначальным опытом в сфере интеграции науки, инноваций и исследований. Дополнительно в состав консорциума вошли научно-исследовательские институты, учреждения, ориентированные на трансфер технологий, объединения технологически ориентированных предприятий, Министерства образования.

Университет г. Падерборн является международным координатором проекта. Данный университет обладает опытом работы в сфере информационных и коммуникационных технологий. На протяжении многих лет он успешно реализует программы трансфера знаний и технологий на национальном и международном уровнях. Кроме того, Университет г. Падерборн обладает многолетним опытом управления международными проектами.

Латвийский университет г. Рига прошел сложный путь преобразований: от института времен Советского Союза до современного открытого университета независимой Латвии. Университет активно участвует в проведении научных исследований, осуществляет трансфер знаний, прежде всего, в Прибалтийском регионе, активно привлекает студентов к научно-исследовательской работе.

Университет г. Жилина в прошлом соответствовал советскому образцу высшего учебного заведения, а в настоящее время – это современный и университет технического профиля, где активно проводятся исследования в различных областях по инженерным направлениям на базе созданных центров. В университете на профессиональном уровне организованы проведение коммерческих исследований и деятельность по трансферу технологий, что выступает существенным источником дохода университета.

Вышеперечисленные партнеры из Европейского Союза имеют большой опыт успешной интеграции образования, инноваций и исследований и, таким образом, могут передать его партнерам из Беларуси, Молдовы и Украины.

В Беларуси роли и функции партнеров в рамках консорциума распределены следующим образом. Белорусский национальный технический университет (БНТУ), Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР) и Гомельский государственный технический университет (ГГТУ) им. П.О. Сухого готовят специалистов преимущественно в сфере техники и машиностроения, и, таким образом, являются технологически ориентированными вузами. В БНТУ создан Республиканский институт инновационных технологий. В структуру БГУИР входит центр трансфера технологий. В Белорусском государственном экономическом университете (БГЭУ) имеется бизнес-инкубатор, осуществляется преподавание дисциплин по изучению инновационных процессов, экономических аспектов трансфера технологий и инноваций. Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси (ОИПИ НАНБ) представляет в консорциуме научно-исследовательские организации, а НТА «Инфопарк» – ориентированные на технологии и инновации предприятия и организации. Соответствующая целям и задачам проекта ассоциация университетов в Беларуси не представлена. Министерство образования Республики Беларусь как вышестоящая инстанция в сфере образования дополняет консорциум белорусских партнеров.

Национальным координатором проекта является БГЭУ, а партнером, ответственным за проведение конференций и публикацию результатов, проведение проектной встречи, создание и поддержку web-сайта проекта – БНТУ.

Консорциумы партнеров из Украины и Молдовы представлены следующим образом.

В Украине Национальный транспортный университет и Восточно-украинский национальный университет осуществляют подготовку инженеров различных специальностей, в их структуру входят научно-исследовательские институты. Ужгородский национальный университет является классическим университетом и осуществляет подготовку по направлению «Естествознание», в нем также имеется научный парк. В качестве научно-исследовательской организации в проекте задействован Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт. Совет Ректоров вузов Украины является связующим звеном между высшими учебными заведениями и Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины.

Университеты-партнеры из Молдовы осуществляют свою деятельность в сфере экономики и гуманитарных наук. Молдавский государственный аграрный университет и Государственный Бельцкий университет им. А. Руссо дополнительно предлагают дисциплины в сфере естественных и технических наук. Все представленные университеты активно участвуют в процессе интеграции преподавания, исследований и инноваций, осуществляют совместную деятельность с исследовательскими институтами, парком инноваций, бизнес-инкубаторами и т.д. Технологически ориентированные организации представляет Научно-технологический парк «Академика», а организации по трансферу технологий – Национальное агентство инноваций и трансфера технологий. Еще один член консорциума – Союз ректоров Республики Молдова. Проект также поддерживает национальное Министерство образования.

Весной 2013 г. международным координатором с участием всех партнеров была оформлена проектная заявка, а в декабре 2013 г. проект был поддержан EACEA. Грантовое соглашение было подписано между ЕАСЕА и университетом-координатором 16.01.2014 г.

Целями проекта являются:

-       поддержка связи Беларуси, Молдове и Украины с европейским научно-исследовательским пространством;

-       повышение международной конкурентоспособности и признания в обществе вузов стран-партнеров;

-     создание интеллектуальной и ресурсной базы для обеспечения успешной интеграции высшего образования, инноваций и исследований в странах-партнерах, а также распространение полученных результатов.

2. Первое координационное совещание 27-30.01.2014

В период с 27 января по 30 января 2014 г. в Университет Падерборна (г. Падерборн, Германия) состоялось 1-е координационное совещание в рамках проекта.

Во время его проведения обсуждены цели проекта, требования к структурным мероприятиям, рабочий план, включая последующие проектные встречи и стажировки, рабочие пакеты и т.д. Наряду с этим, партнеры получили информацию о проектном менеджменте, в частности, о порядке софинансирования проекта, приобретения оборудования, оплаты работ по проекту, будущих мероприятиях.

Участники координационной встречи ознакомились с презентацией Института Гайнца Никсдорфа о его роли в НИУ «Цукунфтсмайле», сделанной вице-президентом по науке Университета Падерборна профессором В.Шэфером. Кроме того, партнеры ознакомились с работой Технопарка Падерборн и предприятий, зарегистрированных в нем: УниКонсалт и Общества по экономическому развитию г.Падерборна.

В завершение координационной встречи партнеры проекта приняли участие в заключительном координационном заседании, на котором были согласованы последующие проектные мероприятия.


3. Второе координационное совещание 19-22.05.2014

В Латвийском университете г. Риги (Латвия) с 19 по 22 мая 2014 г. состоялась 2-е координационное совещание. Во время его проведения партнеры проекта ознакомились с опытом интеграции образовательной, инновационной и научной деятельности в Латвийском университете г. Риги.

Члены белорусской делегации выступили с докладом о перспективах развития «треугольника знаний» (образование, наука, инновации) в вузах, Национальной академии наук Беларуси, НТА «Инфопарк», а также о роли в этом процессе Министерства образования Республики Беларусь.

Участники координационной встречи обсудили последующие этапы по разработке внутренней и целевой спецификации данного проекта, ознакомились с презентациями доктора Г. Кауфмана о детальном анализе проблематики и администрировании проекта.

Были также рассмотрены возможности для сотрудничества между государственными структурами, местными органами власти, предприятиями и учебными заведениями в г. Елгава. Проектные партнеры посетили предприятия «EVOPIPE» ltd, AS «AMO PLANT», механико-технологический колледж, на примере которых изучили опыт сотрудничества в области образования и профессиональной подготовки – между предприятиями, местными органами власти и учебными заведениями.
4. Регистрация проекта

В первой половине 2014 г. национальным координатором проекта – БГЭУ – был подготовлен необходимый пакет документов для государственной регистрации проекта. В процессе подготовки и согласования сопроводительных документов принимало активное участие также Министерство образования Республики Беларусь.  Проект был одобрен Советом Министров Республики Беларусь Постановлением от 31 июля 2014 г. № 742 «Об одобрении проектов международной технической помощи». 

16 октября 2014 года проект был зарегистрирован Министерством экономики Республики Беларусь (регистрационный номер № 2/14/000728).

В ноябре 2014 г. был также подготовлен пакет документов, необходимых для утверждения Перечня товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проекта международной технической помощи FKTBUM. Перечень был утвержден в 15.01.2015 г.

5. Третье координационное совещание 27-30.10.2014

С 27 по 30 октября 2014 г. в Университете г. Жилина (Словакия) состоялась 3-е координационное совещание в рамках проекта FKTBUM.

Участники проекта ознакомились с опытом интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности в Университете г. Жилина, Центрально-Европейском технологическом институте, научно-технологическом парке, научном центре и лабораториях университета г. Жилины.

Национальным координатором проекта в Республике Беларусь – Белорусским государственным экономическим университетом – был сделан отчет перед международными координаторами o проделанной организационной работе (процедуре регистрации проекта) за первый проектный год.

Белорусская делегация приняла участие во внутренней оценке проекта, которая проходила в виде анкетирования организаций-партнеров.  Проведено также планирование выполнения рабочих пакетов на второй проектный год.

Члены белорусской делегации приняли участие в обсуждении последующих этапов по разработке внутренней и целевой спецификации, получили консультации международного координатора относительно процедуры утверждения в органах госуправления перечня товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения проекта в Республике Беларусь.

6. Конференция «Высшее техническое образование: проблемы и пути развития» в БГУИР 20-21.11.2014

20-21 ноября 2014 в БГУИР состоялась VII Международная научно-методическая конференция «Высшее техническое образование:
проблемы и пути развития». Конференция проходила в рамках 2-х проектов программы TEMPUS IV: FKTBUM и CERES.

На конференции рассматривались проблемы взаимодействия науки, образования, реального сектора экономики при подготовке конкурентоспособных специалистов, управления качеством высшего технического образования, использования современных технологий в образовании и формирования социально-личностных компетенций.

В рамках конференции проведена выставка «Инновационные технологии, технические средства и учебно-методическая литература», где были представлены 19 экспонатов и 72 учебных печатных изданий. Программные продукты демонстрировались в действии в реальном времени с использованием средств вычислительной и мультимедийной техники. Экспозиция выставки показала необходимость и эффективность организации процесса обучения с использованием современного оборудования, возможности использования современных технологий в образовательном процессе.

На конференции выступили представители зарубежных и белорусских вузов и невузовских организаций. Обсуждение промежуточных результатов проекта на конференции способствовало их диссеминации среди представителей руководства вузов как Беларуси, так и зарубежных.

На пленарном заседании выступил координатор программы «Erasmus+» Н.И.Листопад, координатор проекта FKTBUM от БГУИР Е.Н.Живицкая, представители ГУО «Республиканский институт высшей школы» и другие. Были затронуты, в частности, такие вопросы, как тенденции и перспективы развития классификации специальностей и квалификаций в Республике Беларусь, развития двухуровневой системы высшего образования, соответствующей требованиям рынка труда и интеграционным процессам, модульный принцип построения образовательных программ.

В работе конференции приняли участие делегаты от Университета г. Жилины, 5 украинских вузов, более чем 20 белорусских вузов (в том числе члены консорциума FKTBUM – БГУИР, БГЭУ, БНТУ), а также НТА «Инфопарк», Республиканского института высшей школы и представителя бизнеса – ГК «Вебком Медиа».

Таким образом, благодаря участию в конференции, представители более 20 руководителей вузов ознакомились с различными европейскими подходами к организации и менеджменту треугольника знаний, возможностях их адаптации в белорусских вузах, приобрели знания о правовых, кадровых, организационных, финансовых аспектах интеграции высшего образования, инноваций и исследований.

Среди рекомендаций по итогам конференции можно выделить следующие основные положения:

-     развивать в Республики Беларусь схему подготовки высшего образования «специалист-магистр-аспирант»;

-     активно использовать в образовательном процессе принцип «включенного обучения»;

-     рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь распространить опыт БГУИР на учреждения высшего образования по использованию модульно-рейтинговой системы и программного продукта, обеспечивающего его работу;

-     продолжить анализ компетентностной модели стандартов высшего образования Республики Беларусь;

-     проводить анализ качества подготовки обучающихся при получении высшего образования, выявлять и систематизировать проблемы, выносить их на обсуждение, обмениваться мнениями по решению обозначенных проблем;

-     продолжить работу по совершенствованию вузовских систем менеджмента качества;

-     активно использовать в образовательном процессе модульно-рейтинговую систему оценки знаний обучающихся;

-     сохранить и продолжить традицию обсуждения использования современных образовательных технологий в учреждениях высшего образования на университетских конференциях;

-     продолжить работу по использованию инновационных форм и методов взаимодействия науки, образования и реального сектора экономики, включая трансфер технологий, развитие совместных лабораторий и образовательных центров, проведение производственных практик на предприятиях, создание филиалов кафедр и отраслевых лабораторий на предприятиях, привлекать специалистов предприятий к руководству курсовым и дипломным проектированием, привлекать заказчиков кадров в процесс проектирования содержания образовательных программ;  

-     при разработке образовательных программ особое внимание уделять дифференциации в зависимости от направления образования учебных программ дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку, а также их практической направленности;

-     использовать возможности и опыт участников международных проектов TEMPUS (CERES, FKTBUM) для организации взаимодействия науки, образования и реального сектора экономики.

-     в связи с перспективой вхождения Республики Беларусь в Болонский процесс, предполагающей увеличение индивидуальной работы со студентами, предложить увеличение часов на контроль самостоятельной управляемой работы студентов по социально-гуманитарным дисциплинам.

Полностью рекомендации и итоги конференции, а также сведения об участниках размещены на официальном сайте БГУИР по ссылке: http://www.bsuir.by/m/12_116088_1_85197.doc.

Опубликованы программа конференции объемом 2,5 уч.-изд.л., сборник материалов конференции объемом 34,9 уч.-изд.л, содержащий на титульном листе ссылку на проект FKTBUM, включающий публикации по проблематике проекта. В сборник материалов вошли 301 тезис докладов и сообщений 417 авторов. Сборник размещен в свободном доступе на сайте БГУИР по ссылке: http://www.bsuir.by/m/12_116088_1_85196.pdf, таким образом, обеспечена диссеминация промежуточных результатов проекта, обсужденных на конференции.

7. Международный форум в Молдове 4-6.02.2015

В период с 4 по 6 февраля 2015 г. представители БГЭУ и БГУИР приняли участие в Международном форуме в Молдавской экономической академии (г. Кишинев, Молдова) в рамках 2-х проектов программы TEMPUS IV: FKTBUM и SEETechnology.

Во время Форума белорусские представители ознакомились с опытом интеграции образовательной, инновационной и научной деятельности в Молдове, Румынии, Венгрии.

Члены белорусской делегации выступили с докладами, посвященными опыту реализации треугольника знаний в Республике Беларусь (на примере экономической информатики в БГЭУ и по различным направлениям деятельности БГУИР). Белорусские представители также участвовали в работе круглого стола по вопросам реализации проекта «Поддержка треугольника знаний в Беларуси, Украине и Молдове», ознакомились с опытом подготовки научных кадров высшей квалификации в Молдове.

Представитель национального координатора проекта в Республике Беларусь – БГЭУ – приняла участие в пресс-конференции, в ходе которой дала интервью корреспонденту газеты «Университетское образование» А.Райляну об опыте кафедры экономической информатики по поддержке «треугольника знаний – образование-исследования-инновации» в Республике Беларусь.

8. Рабочая встреча в БНТУ 26.03.2015

26 марта 2015 г. в конференц-зале библиотеки БНТУ состоялась рабочая встреча белорусских партнеров проекта FKTBUM и международного координатора.

Встреча была посвящена обсуждению итогов реализации проекта за 1,5 года (2014 г. – 1-е полугодие 2015 г.). С приветственными словами перед участниками встречи выступили представители руководства БНТУ, вуза-координатора проекта (университет Падерборн); вуза-национального координатора (БГЭУ). Были заслушаны отчеты представителей организаций-партнеров от Беларуси: Министерства образования, БГЭУ, БНТУ, БГУИР, ГГТУ им. П.О. Сухого, ОИПИ, НТА «Инфорпарк».

Участники встречи ознакомились также с научно-технической выставкой БНТУ.

В завершение встречи были подведены итоги работы по проекту за отчетный период, обсуждены вопросы покупки оборудования в рамках софинансирования проекта.

9. Внутренняя спецификация проекта

Проект предполагает разработку и публикацию 3 основных документов: внутренняя спецификация, детальный анализ проблематики и целевая спецификация.

Внутренняя спецификация – это документ, описывающий текущее состояние «треугольника знаний», подготовительные мероприятия по его поддержке, видение взаимодействия образования, науки и инновационной сферы в перспективе, требования к будущим условиям их интеграции, а также связанные с этим проблемы и риски.

Разработка внутренней спецификации была начата накануне Второго координационного совещания в мае 2014 г. (в Латвии) и завершена после Четвертого координационного совещания (в Молдове) к июню 2015 г.

Внутренняя спецификация имеет следующую структуру.

1. Введение: общая характеристика треугольника знаний в Республике Беларусь.

1.1. Связь приоритетных направлений деятельности участников треугольника знаний с целями проекта FKTBUM.

1.2. Абстрактная схема идеального треугольника знаний.

1.3. Описание (видение, понимание) треугольПроект предполагает разработку и публикацию 3 основных документов: внутренняя спецификация, детальный анализ проблематики и целевая спецификация.

Внутренняя спецификация – это документ, описывающий текущее состояние «треугольника знаний», подготовительные мероприятия по его поддержке, видение взаимодействия образования, науки и инновационной сферы в перспективе, требования к будущим условиям их интеграции, а также связанные с этим проблемы и риски.

Разработка внутренней спецификации была начата накануне Второго координационного совещания в мае 2014 г. (в Латвии) и завершена после Четвертого координационного совещания (в Молдове) к июню 2015 г.

Внутренняя спецификация имеет следующую структуру.

1. Введение: общая характеристика треугольника знаний в Республике Беларусь.

1.1. Связь приоритетных направлений деятельности участников треугольника знаний с целями проекта FKTBUM.

1.2. Абстрактная схема идеального треугольника знаний.

1.3. Описание (видение, понимание) треугольника знаний в Республике Беларусь.

2. Современная ситуация в Республике Беларусь.

2.1. Краткая информационная картина существующего треугольника знаний.

2.2. Краткое описание существующих наиболее значимых правовых, организационных, финансовых и кадровых рамочных условий треугольника знаний.

3. Целевая концепция функционирования треугольника знаний в Республике Беларусь.

4. Существующие условия интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь.

5. Требования к функционированию треугольника знаний в Республике Беларусь.

5.1. Функциональные требования: описание специфических требований для отдельных организаций, необходимых для достижения целей, поставленных в разделе 3.

5.2. Нефункциональные требования: как отдельные организации из треугольника знаний могут достигнуть цели, поставленные в разделе 3.

6. Требования к будущим условиям интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь.

7. Проблемы и риски.

Объем документа – 85 с., подготовлена также англоязычная сокращенная версия внутренней спецификации объемом 42 с. Внутренняя спецификация доступна всем партнерам для ознакомления и обсуждения, она размещена в открытом доступе на web-сайте национального координатора проекта – БГЭУ – по ссылке: http://bseu.by/russian/international/tempus/fktbum.pdf.

Подробно внутренняя спецификация обсуждалась на Четвертом координационном совещании, после которого в нее по рекомендации международного координатора были внесены некоторые корректировки. Развитием внутренней спецификации стал детальный анализ проблематики проекта.
10. Четвертое координационное совещание 5-8.05.2015

Делегация БГЭУ представила международному координатору проекта текст внутренней спецификации на английском языке, составленный на основе материалов белорусских партнёров, и презентацию на английском языке о проведенных мероприятиях с детализацией по рабочим пакетам для подготовки промежуточного отчета в Брюссель в мае 2015 года.

Также белорусская делегация приняла участие в обсуждении внутренних спецификаций и отчетов о проделанной работе по проекту стран-партнеров.

С целью изучения опыта интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности белорусская делегация посетила Институт электронной инженерии и нанотехнологий им. Д.Гицу, Институт прикладной физики Академии наук Молдовы, бизнес-инкубатор Молдавской экономической академии, предприятие «Топаз».

11. Конференция «Многоуровневое профессиональное образование»в БНТУ 21-22.05.2015

21-22 мая в БНТУ была состоялась Международная научно-практической конференция «Многоуровневое профессиональное образование». Издание сборника трудов данной конференции осуществлялось за счет средств проекта FKTBUM (тираж 130 экземпляров, объем 282 с. или 32,78 усл.печ.л.).

Активное участие в конференции приняло Министерство образования Республики Беларусь.

Начальник управления высшего образования Министерство образования Республики Беларусь С.И.Романюк выступил на пленарном заседании конференции с докладом «Об изменениях в Кодексе Республики Беларусь об образовании в связи с вступлением в Болонский процесс».

Также на конференции рассматривались такие актуальные вопросы, как роль профессионального образования в инновационном развитии Республики Беларусь, внедрение инструментов Европейского пространства высшего образования в национальную систему высшего образования, пространственно-временное моделирование для оценки и прогнозирования развития системы профессионального образования Республики Беларусь, «треугольник знаний» как фактор формирования и развития инновационного кластера

В рамках конференции были организованы 2 круглых стола «Треугольник знаний: образование–наука–инновации» и «Качество образовательных услуг».

Результаты конференции были использованы при формировании окончательного варианта внутренней спецификации проекта.

12. Мониторинг проекта 29.05.2015

29 мая 2015 г. в БГЭУ был проведен мониторинг проекта FKTBUM 543853-TEMPUS-1-DE-TEMPUS-SMNES программы Европейской Комиссии TEMPUS-IV «Поддержка треугольника знаний в Беларуси, Украине и Молдове» со стороны представителей ЕАСЕА и Офиса Эразмус+ в Республике Беларусь.

В качестве положительных аспектов мониторинга было отмечено, что белорусские партнеры активно вовлечены в мероприятия по проекту и большинство запланированных результатов уже достигнуты. Внутренняя спецификация, описывающая современное состояние треугольника знаний в Беларуси разработана и опубликована; был проведен детальный анализ проблематики, касающейся треугольника знаний в Беларуси и опубликована статья с его результатами.

Все партнеры приняли участие в координационных встречах в Падерборне (Германия), Риге (Латвия), Жилине (Словакия) и Кишиневе (Молдова). Финансовое управление проектом является эффективным. Проект был одобрен Советом Министров, а Министерство экономики зарегистрировало проект как проект международной технической помощи (освобожденный от НДС). Постоянно проводится контроль качества результатов проекта. Партнеры из Беларуси приняли участие в семинаре по самооценке в Жилине 27.10.2014.

Представитель Министерства образования Т.Н.Марийко рассказала об использовании внутренней спецификации, разработанной в рамках проекта, сотрудниками управления высшего образования Министерства образования. После того, как следующий важный документ проекта – Целевая спецификация – будет разработан, Министерство образования собирается следовать этому документу как плану дальнейшей интеграции образования, инноваций и исследований в Беларуси.

Несмотря на все эти положительные достижения, проект имеет следующие слабые стороны.

Негативный внешний фактор – военный конфликт на Украине. Однако, участники мониторинга отмечают достаточную гибкость проекта и то, что украинские партнеры в полной мере вовлечены в его реализацию.

Имеются некоторые задержки с языковой подготовкой, созданием постоянной рабочей группы и закупкой оборудования. Эти задержки некритичны и белорусские партнеры имеют достаточно времени, чтобы это выполнить.

В то время как коммуникации с международным координатором и белорусскими партнерами могут быть оценены как эффективные, коммуникации с партнерами из Украины и Молдовы в настоящее время недостаточно активны.

Национальный сайт проекта www.fktbum.bntu.by разработан, однако он требует регулярных обновлений и некоторой доработки.

В качестве рекомендаций по улучшению процесса выполнения проекта было предложено создать постоянную группу по «треугольнику знаний» в Беларуси со статусом, который бы обеспечивал влиятельность и устойчивость этой группы, регулярно обновлять национальный сайт проекта www.fktbum.bntu.by информацией о мероприятиях и результатах проекта, опубликовать информацию об участии в проекте на сайте Министерства образования, НТА «Инфопарк», разместить ссылки на fktbum.bntu.by на страницах, посвященных проекту, сайтов белорусских партнеров, поддерживать более активные коммуникации с украинскими и молдавскими партнерами. В целом, процесс выполнения проекта был оценен положительно.

13. Детальный анализ проблематики

Детальный анализ проблематики является вторым важным документом проекта FKTBUM и представляет собой развитие внутренней спецификации в части проблем и рисков интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности.

Разработка документа была завершена к Пятому координационному совещанию (Украина) в октябре 2015 г.

Детальный анализ проблематики представляет собой документ объемом 27 с. и имеет следующую структуру.

Введение.

1. Анализ правовых барьеров.

2. Анализ организационных барьеров.

3. Анализ кадровых барьеров.

4. Анализ финансовых барьеров.

5. Анализ прочих барьеров.

Заключение.

Подготовлена также краткая версия детального анализа проблематики на английском языке объемом 13 с. для отчета перед международным координатором.

Детальный анализ проблематики доступен всем партнерам для ознакомления и обсуждения, он размещена в открытом доступе на web-сайте национального координатора проекта – БГЭУ – по ссылке: http://bseu.by/russian/international/tempus/FKTBUM2015.pdf.

Подробно детальный анализ проблематики рассмотрен на Пятом координационном совещании в г. Киев.

14. Совещание постоянной рабочей группы в Министерстве образования Республики Беларусь 11.09.2015

11 сентября 2015 г. в Министерстве образования Республики Беларусь состоялось совещание постоянной рабочей группы, на котором рассматривались следующие вопросы:

1. Об устранении замечаний по проекту, высказанных ЕАСЕА в рамках мониторинга по проекту 29.05.2015.

Координатор проекта от БГЭУ Б.А.Железко по поручению национального координатора проекта в Беларуси В.А.Хмельницкого ознакомил присутствующих с замечаниями и рекомендациями, высказанными представителями ЕАСЕА в рамках мониторинга проекта FKTBUM 29.05.2015. Среди рекомендаций имеются следующие: необходимо публиковать информацию об участии в проекте на сайте Министерства образования; поддерживать более активные коммуникации с украинскими и молдавскими партнерами.

Участники совещания постановили подготовить и размесить на сайте Министерства образования информацию о проекте; активно обмениваться информацией с украинскими партнерами, ответственными за сопровождение международного сайта проекта.

2. О подготовке к координационной встрече в г. Киев 12-17.10.2015. В рамках совещания была начата подготовка к проектной встрече, определение состава делегации.

3. О размещении информации о проекте FKTBUM на сайте Министерства образования Республики Беларусь.

Координатор проекта от БГЭУ Б.А.Железко по поручению национального координатора проекта в Беларуси В.А.Хмельницкого сообщил о необходимости размещения информации о проекте FKTBUM на сайте Министерства образования Республики Беларусь.

Начальник управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь С.И.Романюк поручил участникам совещания подготовить информацию для размещения на сайте Министерства образования Республики Беларусь и предоставить для согласования.

4. О начале работы над целевой спецификацией проекта FKTBUM.

Координаторы проекта от БГЭУ и БНТУ соответственно Б.А.Железко и В.Л.Соломахо сообщили о проведенном детальном анализе проблематики. В частности, были затронуты вопросы функционирования филиалов кафедр, возможности создания на предприятиях других структурных подразделений вузов (например, институтов).

Начальник управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь С.И.Романюк предложил на уровне Министерства образования внести изменения в Образовательный кодекс Республики Беларусь, способствующие улучшению нормативно-правовой базы для интеграции высшего образования, науки и инновационной деятельности. Для этого всем партнерам необходимо подготовить свои предложения

По результатам совещания была размещена информация о проекте FKTBUM на сайте Министерства образования Республики Беларусь (по ссылке: http://edu.gov.by/page-24151), доработан детальный анализ проблематики, подготовлены доклады для участия в Пятом координационном совещании, начата работа над целевой спецификацией проекта.

15. Пятое координационное совещание 13-16.10.2015

С 13 по 16 октября 2015 г. в Национальном транспортном университете (далее – НТУ, г. Киев, Украина) состоялась 5-е координационное совещание по проекту FKTBUM.

Все белорусские партнеры приняли участие в совместном заседании участников проектов программы ТЕМПУС-IV FKTBUM и CERES, обсуждении совместных направлений для сотрудничества между данными проектами, планировании разработки целевой спецификации. Также белорусская делегация участвовала в круглом столе с представителем Министерства образования и науки Украины.

Делегация БГЭУ от имени белорусской проектной команды выступила с презентацией о ходе реализации проекта (целях, задачах проекта и выполненных рабочих пакетах за 2014-2015 гг.), разработанной документации по проекту (детальном анализе проблематики, внутренней спецификации).

С целью изучения опыта интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности на примере НТУ белорусская делегация посетила Международный образовательный центр информационных технологий НТУ, кафедру дорожно-строительных материалов и химии НТУ, Учебно-научный центр автомобильного транспорта НТУ. Проектные партнеры ознакомились с опытом работы филиала кафедры НТУ в корпорации «Укравто» и участии сотрудников данной корпорации в формировании учебных планов магистратуры и учебных программ НТУ.

Была проведенная внутренняя самооценка проекта, которая свидетельствует о его успешной реализации.

16. Конференция «Роль филиалов кафедр университетов в интеграции образования, науки, производства» в БНТУ 25-26.11.2015

25-26 ноября 2015 г. В Беларуси на базе БНТУ состоялась Республиканская научно-практическая конференция «Роль филиалов кафедр университетов в интеграции образования, науки, производства». Сборник трудов конференции был издан за счет средств проекта FKTBUM (тираж 90 экземпляров, объем 96 с. или 11,2 усл.печ.л.).

Обсуждение проблематики проекта на данной конференции позволило сформулировать ряд предложений для целевой спецификации, а также распространить уже полученные результаты среди участников.

На конференции обсуждались такие актуальные вопросы проекта FKTBUM, как интеграция образовательных и исследовательских функций на университетской кафедре, деятельность образовательных кластеров и другие. 

17. Стажировки участников из стран СНГ в вузах-партнерах из Европейского Союза

Согласно календарному плану проекта участники из стран СНГ в январе марте 2016 г. прошли 3 стажировки в вузах партнерах из Европейского союза.

Во время стажировок рассматривались следующие направления функционирования «треугольника знаний» в странах Европейского Союза.

1.     Государственно-частное партнерство в области треугольника знаний

1.1.   Организация взаимодействия государственных органов, неправительственных организаций, СМИ, учреждений образования и представителей бизнес -сообщества в продвижении проектов международной технической помощи.

1.2.   Трансфер технологий и услуг и внедрение научных разработок ВУЗов на предприятиях.

1.3.   Организация поиска партнеров и подачи заявок на международные гранты в образовательной, научной и инновационной сферах.

1.4.   Роль технологических ассоциаций в координации треугольника знаний с участием IT-предприятий и малого бизнеса.

2.     Формирование рынка венчурного капитала.

2.1.   Создание бизнес-инкубаторов.

2.2.   Финансирование и продвижение стартап-проектов.

3.     Реформирование системы подготовки и переподготовки кадров с учетом вступления Республики Беларусь в Болонский процесс.

3.1.   Организация мероприятий, конкурсов, олимпиад, творческих проектов для студентов, магистрантов, аспирантов.

3.2.   Практико-ориентированная магистратура на английском языке.

3.3.   Взаимодействие магистратуры с бизнесом в части практики, стажировок, бизнес-планирования.

4.     Совершенствование системы защиты авторских прав и интеллектуальной собственности в контексте треугольника знаний.

     17.1. Стажировка в Университете г. Падерборн 16-22.01.2016

Стажировка была посвящена изучению опыта организации взаимодействия образования, науки и производства в Университете г. Падерборн на примере факультета экономики, Института «легкого» строительства с гибридными системами (ILH), Научно-исследовательского центра.

В рамках стажировки были изучены следующие основные вопросы:

-   создание кластера по разработке интеллектуальных информационных систем на примере Технологической сети интеллектуальных технических систем It's OWL Clustermanagement GmbH (Восточная Вестфалия-Липпе);

-   создание инновационного совместного предприятия по производству программного обеспечения на примере «Кампус Падерборн» (SICP);

-   организация дуального академического образования на примере Высшей школы экономики в г. Падерборн;

-   функционирование Технологического Парка (TEC UP) и Бизнес-инкубатора в Университете г. Падерборн;

-   финансирование научных исследований и управление администрацией в Университете г. Падерборн финансовыми средствами, полученными на конкурсах грантов, от различных фондов, министерств, предприятий;

-   трансфер технологии в Университете г. Падерборн;

-   организация междисциплинарной научно-исследовательской деятельности в Университете г. Падерборн.

Полученная в ходе стажировки информация использована при разработке целевой спецификации проекта.

Также в ходе стажировки были уточнены вопросы, касающиеся оформления документов по софинансированию проекта, подготовки отчета в Министерство экономики Республики Беларусь за 2015 г. Переданы международному координатору пакеты документов на выплату заработной платы по участникам проекта от БГЭУ.

    17.2. Стажировка в Университете г. Рига 14-20.02.2016

Стажировка была посвящена подробному изучению функционирования «треугольника знаний» на примере Латвии. Были рассмотрены следующие вопросы:

- организация работы библиотек и библиотечных баз данных (на примере библиотеки Латвийского университета г. Риги и Национальной библиотеки Латвии);

- деятельность Академического центра естественных наук и Инновационного центра Латвийского университета г. Риги;

- подготовка аспирантов;

- финансирование деятельности университетов;

- реализация междисциплинарных и международных проектов;

- функционирование бизнес-икубаторов;

- деятельность инновационных компаний (на примере компаний ADVERBUM, Hansa Metrics).

В рамках стажировки состоялась также встреча участников с представителями Министерства образования Латвии.

    17.3. Стажировка в Университете г. Жилина 7-11.03.2016

Стажировка была посвящена подробным изучением функционирования «треугольника знаний» на примере Словакии.

Были рассмотрены следующие вопросы:

- сотрудничество между вузами и инновационными компаниями (на примере компаний Scheidt & Bachmann, VTP БАНК Жилина и Университета г. Жилина);

- деятельность Научного парка Университета г. Жилины, создание функциональной системы передачи исследований и разработок в практику;

- деятельность исследовательского центр Университета г. Жилины;

деятельность Центра трансфера технологий и защиты интеллектуальной собственности, поддержка start-up- и spin-off-проектов.

18. Международный форум в Молдове 11-12.02.2016

Международный форум «Поддержка треугольника знаний в Молдове» (Triangle 2016) прошел 11-12 февраля 2016 г. на базе Молдавской экономической академии в г. Кишиневе. От Республики Беларусь в форуме принял участие начальник Координационно-методического центра по развитию ИТ-образования НТА «Инфопарк» С.В. Марков.

На форуме были рассмотрены вопросы интернационализации образования и научных исследований, использования геоинформационных систем в образовании, оценки качества профессионального образования, поддержки start-up-проектов, обучения в аспирантуре, кадровые проблемы в высшем образовании. В докладах был представлен опыт Германии, Латвии, Молдовы, Беларуси, Словении, Румынии, Италии, Бельгии, Ганы.

19. Целевая спецификация проекта

Целевая спецификация проекта – это основной итоговый документ, содержащий предложения по развитию организационно-правовой базы, способствующей ускорению процесса интеграции высшего образования, исследований и инноваций.

Структура целевой спецификации следующая.

Введение.

1. Предпосылки развития «треугольника знаний».

2. Барьеры, препятствующие развитию «треугольника знаний».

3. Риски, связанные с интеграционными процессами.

4. Области и задачи совершенствования различных областей деятельности, способствующие поддержке и развитию «треугольника знаний».

5. Механизмы по устранению барьеров, препятствующих реализации «треугольника знаний».

6. Индикаторы эффективности реализации «треугольника знаний».

7. Предложения по поддержке треугольника знаний в Республике Беларусь.

7.1. Целевые направления в области высшего образования.

7.2. Целевые направления в области инновационной деятельности.

7.3. Целевые направления в области науки.

Заключение

Разработка целевой спецификации была начата в сентябре 2015 г., документ был представлен на Шестом координационном совещании в Республике Беларусь. Целевая спецификация будет опубликована в сборнике трудов конференции, проходившей во время Шестого координационного совещания.

20. Подготовка к проведению координационного совещания в Беларуси

В связи с проведением в Беларуси Шестого координационного совещания был проведен ряд подготовительных мероприятий. 
    20.1. Рабочая встреча в БНТУ 26.02.2016

26 февраля 2016 г. на базе БНТУ состоялась рабочая встреча всех белорусских партнеров с представителями международного координатора Университета г. Падерборн.

Встреча была посвящена формированию программы Шестого координационного совещания, распределению обязанностей между партнерами, обсуждению содержания целевой спецификации и национального сайта проекта.

    20.2. Визит делегации Молдовы в г. Минск 15-18.03.2016

15-18 марта состоялся визит делегации Молдовы в г. Минск с целью ознакомления cо спецификой работы инновационных инкубаторов, технопарков, ИТ-лабораторий, изучения организации ИТ-образования в вузах, а также для обсуждения вопросов форматов возможного сотрудничества и организации совместных проектов.

Во время этого визита партнерами проекта FKTBUM БГЭУ и НТА «Инфорпарк» были организованы встречи молдавских коллег с руководством:

-       бизнес-инкубатора БГЭУ,

-       бизнес-инкубатора Парка высоких технологий,

-       НТА «Инфопарк»,

-       филиала кафедры экономической информатики БГЭУ в ИООО «ЭПАМ Системз».

Также проведены экскурсии в совместные учебно-научные лаборатории SAP в белорусских вузах (в БГЭУ – совместно с ИООО «ЭПАМ Системз», в БГУ – совместно с компанией IBA).

Также были организованы для зарубежных коллег встречи с руководством факультетов и кафедр БГЭУ и БГУ.

От Молдовы в данном мероприятии приняли участие директор Инновационного инкубатора IT4BA С.А.Тутунару, заведующий лабораторинй КСЭП Б.В.Делимарский и консультант Инновационного инкубатора IT4BA К.И.Яцко.

    20.3. Совещание постоянной рабочей группы в БНТУ 30.03.2016

30 марта 2016 г. было проведено совещание постоянной рабочей группы проекта FKTBUM, на котором определены функции каждого из партнеров при проведении Шестого координационного совещания, сформирована его окончательная программа, которая была выслана всем зарубежным участникам. Рассматривались вопросы трансфера и размещения зарубежных участников, содержания выступлений белорусских партнеров на Шестом координационном совещании.
21. Шестое координационное совещание 16-23.04.2016

C 16 по 23 апреля в Беларуси проходило координационное совещание по проекту FKTBUM. Основные мероприятия были организованы на базе БНТУ, БГУИР и ГГТУ им. П.О.Сухого.

В БНТУ был организован круглый стол с участием Депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам В.Л.Бусько, координатора программы Erasmus+ в Республике Беларусь Н.И.Листопада, представителей зарубежных и белорусских организаций-партнеров проекта FKTBUM.

В ходе совещания представители шести стран (Германии, Латвии, Словакии, Беларуси, Молдовы, Украины) ознакомились с организацией взаимодействия трех сторон треугольника знаний в Беларуси, Украине и Молдове (в сферах образования, науки и внедрения инноваций) на примерах организаций-участников данного проекта, а также  проектами целевых спецификаций – документов, содержащих предложения по развитию организационно-правовой базы, способствующей ускорению процесса интеграции высшего образования, исследований и инноваций в странах-партнерах от СНГ.

Делегации всех проектных партнеров приняли участие в международной конференции «Треугольник знаний: образование, наука, инновации», ознакомились с работой филиалов кафедр белорусских вузов, Бизнес-инкубатора Парка высоких технологий, с организацией start-up проектов в БГУИР, взаимодействием учебной, научной и инновационной сфер деятельности в ГГТУ им. П.О.Сухого, работой учебного центра Белорусского металлургического завода и УПК РУП ПО «Беларуснефть», а также посетили культурно-этнографический комплекс «Дудутки». 

22. Дальнейшие направления реализации проекта

В качестве направлений дальнейшей работы по проекту можно выделить следующие:

-       доработка целевой спецификации для ее утверждения на Седьмом координационном совещании в Киеве и Ужгороде 15-23 октября 2016 г.;

-       дальнейшая диссеминация результатов проекта, в частности, публикация внутренней спецификации, детального анализа проблематики и целевой спецификации на web-сайтах партнеров, а также в печатном виде;

-       выполнение рекомендаций ЕАСЕА и Офиса Эразмус+ по итогам мониторинга проекта.

23. Информация в СМИ о проекте

За время реализации проекта ряд его результатов и событий был освещен в СМИ. Ниже приводятся ссылки на основные Интернет-публикации.

1) Информационное агентство «Экопресс» о Третьем координационном совещании в г. Жилина:

http://www.ecopress.by/ru/news/47/detail/188193/back.html

2) Статья в газете «Гомельская правда» от 25.01.2015:

http://gp.by/upload/iblock/05d/05d7b4dadd76e262ade4a2fece399cd1.pdf

3) Участие представителей НТА «Инфопарк» с докладом «Возможности для синергии» о проекте FKTBUM в семинаре по облачным вычислениям в г. Гродно 19 марта 2014 г.:

http://www.lt-by-cloud.eu/?event=cloud-computing-open-day-in-grodno

4) Информация о Шестом координационном совещании в Беларуси на сайте Офиса Эразмус+ в Беларуси:

http://erasmus-plus.belarus.unibel.by/main.aspx?guid=2191&detail=9563

Информация о проекте на сайтах партнеров

Международный сайт проекта (поддерживается Национальным транспортным университетом г. Киева): fktbum.ntu.edu.ua

Национальный сайт проекта: fktbum.bntu.by

Страница проекта на официальном сайте национального координатора – БГЭУ: 

http://bseu.by/russian/international/tempus/tempus_triangle.html

Информация о проекте на сайте Министерства образования Республики Беларусь: http://edu.gov.by/page-24151

Информация о проекте на сайте БГУИР: http://www.bsuir.by/ru/fktbum

Информация о проекте на сайте ГГТУ им. П.О. Сухого:

https://www.gstu.by/international-activities/projects#fktbum

Информация о проекте на сайте НТА «Инфопарк»:

http://infopark.by/node/5058

Информация о проекте на сайте ОИПИ НАНБ:

http://uiip.bas-net.by/fktbum/