Главная Поиск Карта сайта Версия для печати Версия для слабовидящих
Поиск по сайту
Авторизация
Зачем нужна регистрация?
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Для сотрудников ОИПИ
Типовые документы 

просим принять участие в опросезаполнить анкету

Журнал «Большой» о проекте по профориентации детей-сирот #ярасскажудетям


24.01.2020
Семь воспитанников Сенненской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на несколько дней забыли о том, как это — жить по привычному графику. Они приехали в Минск, чтобы попробовать свои силы в любимых профессиях. Мы поговорили с тремя из них, чтобы узнать, чего они хотят от жизни. И дополнили материал взглядом взрослых на будущее этих детей.

Холдинг «БелГАЗавтосервис» инициировал проект #ярасскажудетям. В течение 2019 года беларусы, достигшие высот в различных профессиональных сферах, знакомили воспитанников детских домов с разными профессиями и помогали поверить в свои силы. Перед детьми выступали художник Митя Писляк, искусствовед Никита Монич, фотограф Павел Поташников и многие другие. В завершение проекта воспитанники Сенненской школы-интерната прошли практику в Минске.

Артур Куприянов, учится в 9 классе, хочет заниматься робототехникой

Место практики: лаборатория робототехнических систем Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси

Я бы хотел связать свое будущее с робототехникой. С самого детства увлекался конструированием, создавал роботов, всяких существ. Родители покупали мне конструкторы, железные модельки. У меня даже была своя коллекция. В ней было пару роботов и военная техника.

К сожалению, в нашей школе нет предметов, связанных с робототехникой. В эту тему получится вникать уже только в институте. Сейчас планирую оставаться в школе до 11 класса, а потом поступать в БНТУ. Хотя было бы здорово еще до этого поучаствовать в каких-нибудь соревнованиях по робототехнике, в проектах, чтобы больше погрузиться в тему.

Во время практики в Минске для меня провели экскурсию по лаборатории робототехнических систем, рассказали о том, как зарождались компьютеры. Мне предложили придумать команды для робота и поразговаривать с ним. Потом вместе со специалистом лаборатории я создал небольшого человечка на 3D-принтере и нарисовал машину. У меня получилось. На таком принтере можно делать и большие фигуры, например, сантиметров 20, но на это потребовалось бы больше времени.

Еще мне показали пару лабораторий со всеми приспособлениями, с некоторыми я даже поработал. Вместе с сотрудниками лаборатории мы обменялись контактами в социальных сетях, чтобы потом я мог найти их, если будет нужно.

Мне понравилась практика, я понял, что в дальнейшем хочу этим заниматься. Больше всего понравилось создавать команды для робота и рисовать на 3D-принтере. Роботу можно давать команды. Например, в программе в одной строчке ты пишешь: «Помаши мне левой рукой!» Это слова, которые ты говоришь роботу. Ниже пишешь то, что он должен ответить. Еще можно поставить его реакцию на это — смеется, улыбается, грустит, что-нибудь такое. И можно задать действие, которое он будет делать после того, как ответит, или во время ответа. 

Григорий Прокопович, руководитель лаборатории робототехнических систем Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси

Для нас этот проект — хороший опыт. Обычно к нам приходят группы детей, а тут Артур был один и мы переживали, все ли делаем правильно. Дети из интерната часто скрытны, немногословны. Но мы все-таки получили фидбэк, и оказалось, что парню понравилось. Он смог поработать с несколькими нашими специалистами и увидел в лаборатории много нового для себя.

Дети из интерната в сравнении с ребятами, которые живут в семьях, с большим уважением относятся к взрослым, это плюс. Когда к нам приходят дети из тематического летнего лагеря или из школы, они либо неряшливо ведут себя, либо зазнаются. Но у детей из интерната есть и минус — они несмелые, боятся высказывать свое мнение. Задаешь парню вопрос на обсуждение или хочешь услышать его мнение — и молчание. Дети, которые живут с родителями, смелее. В прошлом году в лаборатории снимали телепередачу. Незнакомые люди с камерами не испугали детей: они спокойно отвечали на вопросы, танцевали с роботом. У воспитанников интерната вряд ли была бы такая раскованность.

За время практики было сложно оценить все способности Артура. Возможно, он и не будущий Эйнштейн, но вполне может стать хорошим сотрудником в ПВТ или в ПВТ 2.0. Он дисциплинированный и целеустремленный. Большинство ребят из Сенненского интерната — это социальные сироты. Если им дать толчок, то они пойдут в правильном направлении. Ведь, заметьте, среди олигархов встречается больше людей, недовольных своим детством, чем тех, кого баловали родители. Запал и рвение помогают им в будущем.

Тяжелее ребятам, которые учатся далеко от столицы. В Минске гораздо больше возможностей развиваться в сфере IT. Программирование, конструкторы LEGO, 3D-программирование сейчас у нас сплошь и рядом и доступны всем детям, пусть и на платной основе. Было бы супер, если бы такое пришло и в глубинку. Эта тема периодически поднимается. В СМИ я читал историю о том, как директор одной провинциальной школы вместе с детьми собирали бутылки, выращивали капусту, а за вырученные деньги купили себе пару ноутбуков и конструкторы LEGO. Понятно, что такие инициативы надо развивать на уровне государства, но тут возникают вопросы. Государство может сказать: «О`кей, давайте в каждую школу (а у нас только в Минске их 500!) купим наборы LEGO». Но такой набор стоит 300-400 долларов. Валюту и так тяжело добывать, а представьте, что закупка подобных конструкторов обойдется в миллион с чем-то долларов, если не больше.

Мы давно начинали программу по разработке беларуского конструктора, но, к сожалению, нас никто не поддержал. С кем бы мы ни общались на выставках и форумах, всем идея нравилась: «Да-да, все хорошо, вы, мальчики, хорошие, ну, держите, стеклянный кубок». А что дальше? У нас этих кубков достаточно. Но приезжает к нам Артур, который впервые в жизни увидел робота, а мог увидеть раньше. Мы хотели распространять наш конструктор с журналом «Юный техник-изобретатель», чтобы по аналогии с DeAgostini беларуские школьники смогли собрать свой небольшой компьютер или робота. Эта тема не новая. Англичане создали Raspberry Pi — это небольшой микрокомпьютер. Он до того дешевый, что его продают вместе с журналами в качестве приложения, просто приклеивают на скотч. Пускай государство ввело бы дополнительный урок и обеспечило бы школы хотя бы таким недорогим, по сравнению с конструкторами LEGO, материалом. Тогда у ребят будет возможность пробовать свои силы в программировании, в создании роботов.

Артур хочет поступить в БНТУ, думаю, у него есть все шансы. Я сам закончил БНТУ, могу сказать, что поступить в этот вуз легко, зато тяжело учиться. Что он успеет выхватить для себя во время учебы, станет ли он профессионалом, зависит от него. У парня перед глазами есть пример того, как в жизни поступать не надо, это должно помочь.

Постоянно участвуем в подобных проектах, нас уже даже критикуют за то, что мы за этот счет пиаримся, всем помогаем и отвлекаемся от работы. Но почему бы и не помочь, если есть возможность?


Источкик, фото: "Большой"


Возврат к списку