Делегаты II Съезда ученых Беларуси

Делегаты II Съезда ученых Беларуси


08.12.2017

На следующей неделе, 12 — 13 декабря, нас ждет глобальное событие: II Съезд ученых Беларуси. За десять лет, прошедших с предыдущего собрания, достигнуто немало. Настало время собраться вновь, оценить сделанное, определиться с перспективами и обозначить проблемные места. Какие вопросы требуют решения, в конференц–зале «СБ» обсудили делегаты съезда Александр ТУЗИКОВ, генеральный директор Объединенного института проблем информатики; Виталий ПЛАВСКИЙ, заместитель директора по научной и инновационной работе Института физики; Наталья АНЦУХ, председатель Совета молодых ученых БГУ, и Станислав ЮРЕЦКИЙ, председатель Совета молодых ученых Отделения гуманитарных наук и искусств Национальной академии наук.

tuzikov.jpgА.Тузиков:

Для меня это уже второй съезд. Такие собрания очень важны, потому что в развитии науки есть много вопросов, которые без вмешательства Президента не решатся. В апреле состоялась его встреча с учеными, где среди прочего говорили о проблемах оплаты труда научных работников. Было дано поручение решить их, и Академия наук приложила немало усилий для подготовки такого документа, но он пока еще не принят. Я очень жду, что вопрос решится на съезде. Потому что существующая система оплаты труда делает науку очень непривлекательной для молодежи. И даже те люди, которые работают в ней давно и имеют серьезные результаты, не могут получать адекватную заработную плату. У меня как у руководителя научного учреждения нет механизма повышения зарплаты эффективно работающим сотрудникам. Это очень печально. Потому что если профессор сейчас получает столько, сколько студент, занятый в сфере ИT, то вряд ли молодой человек, глядя на перспективу, выберет науку.

«СБ»:

В Академии наук не раз говорили о целой системе поддержки молодых ученых... При этом есть вопросы и с оплатой зарубежных командировок.

А.Тузиков:

С командировками по СНГ нет проблем, для них достаточно финансирования, которое есть в госпрограммах научных исследований или научно–технических. Но с зарубежными командировками ограничений действительно много. И, как правило, если есть бюджетные средства, их нельзя использовать на эти цели, что не совсем правильно. Нам надо дать больше свободы расходовать деньги на те мероприятия, которые важны и нужны.

«СБ»:

Еще одна серьезная проблема — право на риск.
Сейчас в случае неудачи, что особенно реально в прорывных направлениях, нужно возвращать средства, выделенные на исследования, и это заставляет ученых не браться за высокорисковые проекты.

А.Тузиков:

Да, нынешние ограничения по выполнению государственных научно–технических программ делают их очень непривлекательными для исполнителей. К примеру, требуется, чтобы все, что намечено вначале, было выполнено, вплоть до количества выпускаемых изделий или общего объема продукции. Это сильно ограничивает исполнителей, потому что на 5 лет вперед все нюансы крайне сложно предугадать. Более того, часть, связанная уже с освоением научно–технической продукции, зависит не от исполнителя, а от потребителя, у которого за это время может многое измениться. И получается, что работа выполнена, продукт создан, но вдруг возникла проблема с освоением. В итоге деньги должны быть возвращены государству. Такого нет нигде в мире. А коэффициент освоения всех расходов в пятикратном размере? При таких условиях у заявителей работ есть настоящий страх, что что–то пойдет не так. Как потом возвращать деньги, выплаченные людям в виде заработной платы?

«СБ»:

В стратегии «Наука и технологии 2018 — 2040» прописано «полноформатное внедрение цифровых технологий и построение ИТ–страны». Насколько интенсивно идет процесс сейчас?

А.Тузиков:

У каждого из нас сегодня в кармане смартфон, который может быть значительно мощнее тех компьютеров, что были 20 лет назад. Роль информационных технологий возрастает, что и послужило основанием сказать: мы хотели бы построить ИТ–страну. Термин пришел из бизнеса, где ИТ–компании сегодня действительно успешно развиваются. Но понятие ИТ–страны шире, без развития информационных технологий невозможна эффективная работа государства. В стратегии отражается важность предстоящего этапа с повышающей ролью и значением информационных технологий во всех отраслях, включая экономику, промышленность. Сквозные технологии, от проектирования до производства и утилизации, — все это будет в едином конвейере развития информационных технологий.

«СБ»:

Но как в это вложится наша наука? Или мы будем использовать чужие готовые решения? Звучит принцип «обогнать — не догоняя»...

А.Тузиков:

Мы должны быть реалистами: понятно, что весь мир развивается в этом направлении. Есть хорошие примеры, на которые мы должны равняться. К примеру, Южная Корея из послевоенной бедной страны шагнула в первые ряды по уровню развития информационных технологий. Значит, можно перешагнуть какие–то этапы, но нам нужно внимательно изучить опыт других и использовать у себя. В крупных мировых компаниях, вроде Google или Microsoft, есть исследовательские подразделения, где собраны лучшие специалисты, созданы для них великолепные условия. Соревноваться нам здесь очень сложно, но важно двигаться в этом направлении и быть на уровне. И наша страна уже достигла определенных успехов в информатизации.

«СБ»:

По данным Международного союза электросвязи, мы первые в СНГ и 32–е в мире.

А.Тузиков:

Есть у нас и стратегия построения информационного общества, и госпрограмма развития информационных технологий. Но необходимо, чтобы государство вкладывало сюда финансовые ресурсы и постоянно держало это под контролем. Что–то не бывает из ничего. Нам нужно повышать и наукоемкость ВВП, которая сегодня очень низкая — нет даже полпроцента...

А.Тузиков:

Президент придает II Съезду особое значение, это говорит о приоритетах руководства страны. Без науки мы не можем двигаться вперед и достигать результатов. Конечно, за месяц–два после съезда кардинальных изменений не произойдет. Но если стратегически будет определено направление, думаю, они последуют.

Источник: sb_c_2.jpg



Возврат к списку


       




© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс